Как развить навыки чтения и письма?

Многие родители задаются вопросом, когда пора начинать заниматься с ребенком чтением. Ответственные мамы и папы начинают изучать буквы и соединять их в слоги уже с года. В 3 года можно научить ребенка читать слова “мама” и “папа”. Научить читать можно с помощью карточек с буквами. Обязательно стоит похвалить малыша, независимо от того, как он справился с чтением этих первых важных слов.

Для того, чтобы ребенок полюбил чтение и книги, взрослый должен сам постараться найти время для совместного чтения каждый день - перед уходом ко сну или после обеда. Пусть это будет спокойное время отдыха, чтобы малыш наслаждался самим процессом чтения, как приятным времяпровождением с мамой или папой, бабушкой или дедушкой.

Многие специалисты уверяют, что самый подходящий возраст для начала занятий по чтению – 5-6 лет. Именно в этом возрасте ребенок уже готов, чтобы освоить чтение, но главное задача родителей не просто научить малыша читать, важно, чтобы ребенок сам начал проявлять интерес к буквам. Быстрое чтение напрямую связано со вниманием и памятью, а также мышлением и эмоциональным состоянием. Ребёнок, который умеет быстро и правильно читать, будет более уверенно чувствовать себя в школе, сможет повысить уровень успеваемости.

С чего начинать? Проявить интерес к чтению можно уже тогда, когда мама читает книжку или сказку перед сном. Важно, читая малышу книжки, делать паузы на самых интересных моментах. Путь ребёнок самостоятельно прочтёт отрывок, или расскажет, что ему больше всего запомнилось. Если какие-либо слова в отрывке малышу были не понятными, их нужно объяснить. Тогда ребёнок вникнет в смысл прочитанного и будет рад оказать помощь взрослому, взяв на себя ответственность за продолжение чтения, стараясь поддерживать его ритм.

  • Увлечь ребёнка чтением можно с помощью забавных игр. Так, например, можно предложить крохе поиграть с ударением, выставляя его на разные слоги слова. Для улучшения скорости чтения также нужно поработать над развитием поля зрения. Для этого малышу предлагают назвать буквы, вписанные в клетки начерченной таблицы, стараясь сделать это быстро. Из букв в таблице малышу нужно будет составлять сначала слоги, а потом и простые слова.

Развивающие и учебные пособия помогут родителям обучению чтению, предлагая разные методики. Яркие картинки привлекают детей, развивают их интерес к книге. Чтобы не отбить у малыша охоту к чтению, не стоит ему это навязывать. Если интерес к чтению и книге у ребенка угасает, перейдите к другому виду деятельности, а книжку оставьте на виду. Ребенок обязательно вернется к ней через некоторое время.

Еще один важный навык, которому обучается ребенок – письмо. Умение писать требует хорошего развития мелких мышц руки и пальцев, усидчивости и терпения. Пальчиковые игры играют особую роль в развитии мелкой моторики, что благотворно влияет на развитие письма в дальнейшем. Можно создать разнообразные игрушки на пальчики ребенка и поиграть с малышом в пальчиковые игры, поиграть в любимые сказки. Такие игры корректируют движения каждого пальчика в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

  • Работа с конструктором и мозаикой также направлена на совершенствование координации движений руки и развитие осязания. Детали мозаики и конструктора бывают разной формы величины и цвета. Начинать можно с сортировки по цвету, величине, форме, затем переходить к выкладыванию изображений по образцу.
  • Очень полезно для закладывания навыков письма рисовать. С одной стороны, малыши с удовольствием занимаются рисованием, с другой стороны, рисование помогает развить пальчики и кисть и преодолеть неуверенность и скованность движений. Малыша можно попросить обвести трафарет или перевести картинку через кальку, раскрасить ее или нарисовать самому.
  • Очень важны для развития письма - игры со шнурками. Сейчас предлагается такое разнообразие шнуровок, просто нужно выбрать такую тематику, которая будет интересна Вашему ребенку – морская тематика, животные и насекомые, фрукты, овощи и другие.
  • Существует несколько простых способов оценить готовность руки ребенка к письму. Предложите малышу заштриховать фигуру или контурное изображение предмета. В норме штрихи должны быть ровными, параллельными, удаленными друг от друга на одинаковое расстояние, не выходящими за границы изображения. Еще один способ - предложите раскрасить предмет на картинке. В норме штрихи должны быть ровными, выполненными со средним нажимом, без пробелов, учитывающими очертания границ. Самое главное помнить - ничего страшного, если рука пока не готова к письму, можно предложить ребенку разукрасить какую-либо фигурку разными цветами красок, постепенно Вы заметите, что рука ребенка станет готова к новым навыкам.

Когда малыш только начинает обучаться письму, не заставляйте ребенка писать слишком долго и регулярно, через 3–5 минут делайте упражнения на расслабление - очень хорошо сжать и разжать пальчики. Не ругайте и сохраняйте все детские работы и через некоторое время Вы заметите значительные результаты, отмечая явный прогресс у Вашего чудо-ребенка.